понедельник, 7 ноября 2011 г.

У меня есть мысль и я ее думаю...

В субботу, пользуясь терминологией Макса Дорофеева, побухтел на третьем Стратоконфе. "Побухтел", потому как не испытал восторга от своего выступления, душа после не пела. Все же, для вещания через интернет, без визуального контакта с аудиторией, нужен навык. Но, как говорил один классик "...опыт, сын ошибок трудный", а "...без поражений нет побед", как говорил не классик, но тоже очень даже ничего товарищ.


В целом Стратоконф понравился - сильные докладчики, сильные, практичные доклады, кейсы из реальной практики. Но хорош лирических отступлений или, как сказала мне однажды замдиректора одной крупной организации, которой я объяснял причины неработающего софта: "Макс, давай обойдемся без прелюдии и сразу перейдем к сексу".


Третий Стратоконф был платный. Цена чуть более $60. Относительно немного в ИТ за практические вещи, без "воды" и всяческих маркетинговых соплей  (ой, пардоньте, у нас же айтишникам недоплачивают). Ценовой порог резко сократил количество слушателей. Возможно, дополнительно сыграл фактор того, что о конференции стало известно за неделю до начала, но интернет - не голубиная почта и база рассылки организаторов не страдает нехваткой адресатов.


Мы не готовы платить за свое эффективное образование. И даже не потому, что жадные или как сказано выше, "нам не доплачивают". И я не рассматриваю оплату обучения в этих ваших институтах - мы-то поступаем туда не за знаниями, а за "корочками". И не надо тут гневно топать ногами и бить себя пяткой в грудь. Процент знаний-навыков, полученных в высшей школе, и процент знаний-навыков, используемых в практической деятельности - это "две большие разницы". Причина глубже, как мне кажется. Она кроется в нашем подходе к образованию, которое не учит нас считать деньги. А оно должно это делать, потому что все (хорошо, для особо рьяных поборников альтруизмо-романтизма сделаю отступление - почти все) вокруг нас имеет эквивалент стоимости, выраженный в финансовых единицах.


Под "учить считать" я понимаю передачу знаний о принципах, скажем так, результативной стоимости (или стоимости владения) чего бы то ни было. Например, сколько реально будет стоить машина, взятая в кредит. Вроде просто: сам кредит, проценты по нему. Кто-то вспомнит о бензине. Немного подумав, добавит техосмотр. Сменная резина, парковка, всякие финтифлюшки. А еще ведь есть цена регистрации, страховка...А потом посмотрим, сколько и куда будешь ездить. Так, может быть, такси дешевле?


Так вот, продолжим. Оплачивая практические семинары и тренинги, мы платим за возможность не наступать на грабли уже кем-то сделанных ошибок, тем самым экономя свое время (а оно стоит очень дорого, особенно упущенное). Это - инвестиция, которая при правильном вложении вернется сторицей.


Однако, возникает вопрос - кто должен делать эти инвестиции? Компания? Да, компания. Но это - опция! Компания делает это централизовано, повышая общий уровень компетенций сотрудников, привнося единообразие в свои процессы с целью повышения уровня доверия к себе своих клиентов и партнеров. Т.е. компания регулирует общую температуру по госпиталю. Ее задача - развитие сотрудников, исходя из стратегических задач, а не "хотелок" отдельных товарищей.


Но существует и параллельный процесс - саморазвитие сотрудника (неожиданно, да?). Что он сам готов сделать, чтобы стать компетентнее, ценнее, если хотите, для компании? Иначе говоря - сколько он сам готов потратить (инвестировать) в себя, чтобы стать квалифицированней?


Мне часто приходится слышать: давайте отправим  Васю на курсы того-то и того-то. При этом ответ на вопрос "Зачем это надо компании?" зачастую один и тот же: "Это позволит компании улучшить..., расширить..., углУбить... и прочее бла-бла". С какого перепугу? Да компании проще найти специалиста с нужными знаниями. Да, спец может стоить дороже. Но дороже в чем? В з/п. А все остальные затраты будут-то прежними - аренда рабочего места "знающего" и "незнающего" одинакова, стоимость стула и стола не зависят от "умности" того места, которое к этому стулу приложено. И "выстрелит" ли обучаемый - это еще вопрос. При этом, в случае отказа сотруднику в оплате тренинга (независимо даже от стоимости) он всегда расстраивается: "Ну, ты меня сейчас так демотивировал".


Или еще вариант: "Если я пойду на эти курсы, я буду работать лучше, буду знать больше, буду ценнее для компании". Расшифровываю: "вы заплатите за меня, я получу знания (может быть) и потом заставлю вас повысить мне зарплату. А как иначе, я ж после курсов буду умнее".


Сколько мы тратим на свое эффективное образование? $10, $20, $100  в месяц? Не претендуя на широкую выборку и понимая, что статистика - не мой конек, я собрал несколько десятков ответов на этот вопрос людей из разных ИТ компаний. 15 баксов в среднем "по госпиталю". Стоимость одного обеда в средней киевской кафешке. Стоимость одной толковой книги на Петровке. 1,8% среднемесячной з/п в ИТ.  В индустрии, в которой скорость инноваций превышает иногда способность эти инновации воспринимать.


Чтобы зарабатывать больше надо тратить больше. Эта мысль у меня появилась давно и я продолжаю ее думать. 

четверг, 3 ноября 2011 г.

"Мне надо мало..."


Увидел в ФБ пост умницы и красавицы Вики Придатко о том, что надо, чтобы сделать счастливыми мужчину и женщину. Ниже - копипаста:

Как сделать счастливым мужчину:
1) заниматься с ним сексом
2) кормить
3) оставить в покое.

Как сделать женщину счастливой? Не так уж и трудно. Стоит лишь быть:
1) другом
2) любовником
3) братом
4) отцом
5) хозяином
6) учителем
7) поваром
8) кровельщиком
9) сантехником
10) механиком
11) декоратором
12) стилистом
13) сексопатологом
14) психологом
15) терапевтом
16) организатором
17) смелым
18) чистоплотным
19) любезным
20) добрым
21) щедрым
22) нежным
23) внимательным
24) галантным
25) интелигентным
26) образованным
27) с чуством юмора
28) изобретательным
29) спортивным
30) сильным
31) понимающим
32) уступчивым
33) терпимым
34) снисходительным
35) осторожным
36) мягким
37) богатым
38) решительным
39) надежным
40) вежливым
НЕ ЗАБЫВАЯ ПРИ ЭТОМ:
41) часто делать комплименты
42) любить заниматься шопингом
43) не скандалить и не искать проблем
44) не раздражать ее
45) не смотреть на других девушек
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ НЕОБХОДИМО:
46) быть внимательным
47) не быть ревнивым
48) ладить с ее семьей
49) находить для нее время.... в тоже время оставляя ей пространство
заботясь о ней...
И, НАКОНЕЦ, ОЧЕНЬ ВАЖНО:
50) НИКОГДА!!! не забывать даты:
* дней рождения
* первой встречи
* помолвки
* свадьбы

К несчастью, даже строго соблюдая все эти правила, ее счастье не гарантировано, потому что она может задохнуться от совершенства своего спутника и сбежать с первым попавшимся: сволочью-алкоголиком-бабником..

Возможно, это моя очень личная интерпретация, но это очень похоже на взаимоотношения команды и менеджера проекта. Менеджер с этой схеме мужчина. Ему, как у Бродского, надо мало:

«…
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!»

Перевожу: менеджеру надо вовремя, качественно и оставьте меня в покое, у меня работа нервная. А команда – это женщина, причем красивая, умная и просто замечательная (и пусть ПМ попробует сказать что-то иноеJ). 
Команду надо любить, о ней заботиться и всячески поддерживать. И если ты ее любишь – она готова свернуть горы. А если с ней Kinder, Küche, Kirche, то, дорогой менеджер, ты сам себе злобный Буратино. И не жди, что команда с радостным кличем «Ура!» будет сидеть в овертаймах, если ты накосячил с оценкой. И даже если она (команда) сама накосячила с реализацией. Любовь к команде не может быть сильнее или слабее, по выходным или будням, по четным месяцам или во время Лунного затмения. Она либо есть, либо «если чего не нравиться, съезжай к маме». Вот так. Выводов не будет – help yourself, так сказать.


вторник, 1 ноября 2011 г.

"Кто ноет в онлайне по утрам..."

Давеча в группе Стратоплан.ру возникла дискуссия по поводу зарплат в ИТ, рожденная постом на http://dou.ua о пятерке топовых жалоб программистов.


Дискуссия, на мой взгляд, оказалась совсем таки беспредметной (хотя я в ней тоже "попостил"). Почему беспредметной? Не для кого не секрет, что уровень з/п в ИТ, особенно среди толковых девелоперов достаточно высок. А по сравнению со средней з/п по Украине даже говорить не приходится - разница в порядки раз. И жалобы программистов в этой связи выглядят достаточно уныло. 


Из этой дискуссии я сделал очень грустный для себя вывод - готовность людей адекватно воспринимать себя в компании как наемного сотрудника неуклонно и стремительно приближается к 0. Нам всё должны: высокие з/п, соцпакеты, бонусы (за что???), кофе с пирожками. А что мы должны? А мы должны ходить на работу, ныть о неинтересных проектах, идиотах в руководстве компании, которые не понимают тонкости душевной организации сотрудников. А подумать, ну хоть немного, откуда пришли эти проекты - этого уже не хочется. Не хочется, потому что надо будет признать, что кто-то когда-то оказался умнее, сноровистее, рискнул и открыл ту компанию, в которой у тебя сейчас кофе с пирожками, высокая з/п и т.д. Так может там, в руководстве, не все идиоты?  


В моих первых проектах джава-миддлы получали по 400-600 баксов. Это было 6 лет назад. Сегодня з/п миддлов выросла в 4 раза. Наши проекты стали в 4 раза успешнее? Мы в 4 раза научились лучше писать код или оценивать объемы работ? Мы стали учиться в 4 раза лучше? Нет. Нам просто ПОВЕЗЛО. Напишу еще раз, как блондинка из анекдотов - ПОВЕЗЛО. Мы оказались в нужное время в нужном месте и получили максимум возможностей для работы в хороших компаниях на хорошие з/п. И вместо того, чтобы оценить это и взять за старт для развития, многие находят уйму свободного времени на заполнение анкет и поныть, как плохо. Просто Стена Плача...


В дополнение к теме зароботков программистов. Недавно тормознул меня гаец. Я поворачивал уже на совсем красный желтый. Как обычно "сержант Петренко, что же вы так, нарушаем". Я, как любой водитель "Да где же нарушаем, там еще почти зеленый был". Гаец спрашивает о месте работы. Кстати, до меня, наконец-то, дошло зачем они это спрашивают - для определения твоей платежесопособности. Я отвечаю, что в ИТ-компании. "В какой?", - ниасили гаец сложности аббревиатуры. "Программное обеспечение делаем". И вот тут у гайца включается тумблер, улыбка расплывается по всей окружности головы: "Так вы программист?!". У него в глазах уже сложились три семерки игрового-автомата. Но тут я ему приготови сюрприз - "нет, я не программист". Вы когда-нибудь видели засохший лимон? Он день ото дня все больше скукоживается. Если лимону надо пару недель, то гаец успел на секунду. "Ааа..." Прям аж захотелось его обнять, как расстроенного ребенка.


Суть басни - тот, кто использует полученные возможности и понимает, что происходит, хотя бы на толику шире, чем офисный коридор, не имеет времени и желания ныть.