понедельник, 7 ноября 2011 г.

У меня есть мысль и я ее думаю...

В субботу, пользуясь терминологией Макса Дорофеева, побухтел на третьем Стратоконфе. "Побухтел", потому как не испытал восторга от своего выступления, душа после не пела. Все же, для вещания через интернет, без визуального контакта с аудиторией, нужен навык. Но, как говорил один классик "...опыт, сын ошибок трудный", а "...без поражений нет побед", как говорил не классик, но тоже очень даже ничего товарищ.


В целом Стратоконф понравился - сильные докладчики, сильные, практичные доклады, кейсы из реальной практики. Но хорош лирических отступлений или, как сказала мне однажды замдиректора одной крупной организации, которой я объяснял причины неработающего софта: "Макс, давай обойдемся без прелюдии и сразу перейдем к сексу".


Третий Стратоконф был платный. Цена чуть более $60. Относительно немного в ИТ за практические вещи, без "воды" и всяческих маркетинговых соплей  (ой, пардоньте, у нас же айтишникам недоплачивают). Ценовой порог резко сократил количество слушателей. Возможно, дополнительно сыграл фактор того, что о конференции стало известно за неделю до начала, но интернет - не голубиная почта и база рассылки организаторов не страдает нехваткой адресатов.


Мы не готовы платить за свое эффективное образование. И даже не потому, что жадные или как сказано выше, "нам не доплачивают". И я не рассматриваю оплату обучения в этих ваших институтах - мы-то поступаем туда не за знаниями, а за "корочками". И не надо тут гневно топать ногами и бить себя пяткой в грудь. Процент знаний-навыков, полученных в высшей школе, и процент знаний-навыков, используемых в практической деятельности - это "две большие разницы". Причина глубже, как мне кажется. Она кроется в нашем подходе к образованию, которое не учит нас считать деньги. А оно должно это делать, потому что все (хорошо, для особо рьяных поборников альтруизмо-романтизма сделаю отступление - почти все) вокруг нас имеет эквивалент стоимости, выраженный в финансовых единицах.


Под "учить считать" я понимаю передачу знаний о принципах, скажем так, результативной стоимости (или стоимости владения) чего бы то ни было. Например, сколько реально будет стоить машина, взятая в кредит. Вроде просто: сам кредит, проценты по нему. Кто-то вспомнит о бензине. Немного подумав, добавит техосмотр. Сменная резина, парковка, всякие финтифлюшки. А еще ведь есть цена регистрации, страховка...А потом посмотрим, сколько и куда будешь ездить. Так, может быть, такси дешевле?


Так вот, продолжим. Оплачивая практические семинары и тренинги, мы платим за возможность не наступать на грабли уже кем-то сделанных ошибок, тем самым экономя свое время (а оно стоит очень дорого, особенно упущенное). Это - инвестиция, которая при правильном вложении вернется сторицей.


Однако, возникает вопрос - кто должен делать эти инвестиции? Компания? Да, компания. Но это - опция! Компания делает это централизовано, повышая общий уровень компетенций сотрудников, привнося единообразие в свои процессы с целью повышения уровня доверия к себе своих клиентов и партнеров. Т.е. компания регулирует общую температуру по госпиталю. Ее задача - развитие сотрудников, исходя из стратегических задач, а не "хотелок" отдельных товарищей.


Но существует и параллельный процесс - саморазвитие сотрудника (неожиданно, да?). Что он сам готов сделать, чтобы стать компетентнее, ценнее, если хотите, для компании? Иначе говоря - сколько он сам готов потратить (инвестировать) в себя, чтобы стать квалифицированней?


Мне часто приходится слышать: давайте отправим  Васю на курсы того-то и того-то. При этом ответ на вопрос "Зачем это надо компании?" зачастую один и тот же: "Это позволит компании улучшить..., расширить..., углУбить... и прочее бла-бла". С какого перепугу? Да компании проще найти специалиста с нужными знаниями. Да, спец может стоить дороже. Но дороже в чем? В з/п. А все остальные затраты будут-то прежними - аренда рабочего места "знающего" и "незнающего" одинакова, стоимость стула и стола не зависят от "умности" того места, которое к этому стулу приложено. И "выстрелит" ли обучаемый - это еще вопрос. При этом, в случае отказа сотруднику в оплате тренинга (независимо даже от стоимости) он всегда расстраивается: "Ну, ты меня сейчас так демотивировал".


Или еще вариант: "Если я пойду на эти курсы, я буду работать лучше, буду знать больше, буду ценнее для компании". Расшифровываю: "вы заплатите за меня, я получу знания (может быть) и потом заставлю вас повысить мне зарплату. А как иначе, я ж после курсов буду умнее".


Сколько мы тратим на свое эффективное образование? $10, $20, $100  в месяц? Не претендуя на широкую выборку и понимая, что статистика - не мой конек, я собрал несколько десятков ответов на этот вопрос людей из разных ИТ компаний. 15 баксов в среднем "по госпиталю". Стоимость одного обеда в средней киевской кафешке. Стоимость одной толковой книги на Петровке. 1,8% среднемесячной з/п в ИТ.  В индустрии, в которой скорость инноваций превышает иногда способность эти инновации воспринимать.


Чтобы зарабатывать больше надо тратить больше. Эта мысль у меня появилась давно и я продолжаю ее думать. 

27 комментариев:

  1. Я не попал на Стратоконф по причине того, что планы на выходные (в России, кстати, было 3 выходных) у меня были сверстаны сильно заранее. Честно говоря, я бы все равно уехал из Москвы, даже если бы узнал о конфе заранее. Думаю, не один я такой.

    ОтветитьУдалить
  2. Макс, я вот такой спецеффект заметил.

    Чтобы мочь воспринять информацию от кого-то, нужно хоть на секундочку предположить, что этот человек знает больше тебя. Что он опытнее тебя в чем-то. А возможно даже умнее.

    По-моему айтишникам, именно айтишникам из-за их недозрелости некоторой это очень, ОЧЕНЬ сложно. Это кстати, может быть причиной, почему им "недоплачивают".

    А ещё я заметил - многие люди, которые выступают на конференциях, почему-то автоматом считают, что они опытнее и возможно даже умнее тех, кто пришел к ним пообщаться. И строят свое общение так же. Аж хочется взять какой-нибудь аргумент поувесистее и кааааак дать по выпирающему эго. Такой настрой тоже (наверное) как-то на образование влияет.

    Вот.

    ОтветитьУдалить
  3. 2 Андрей: Я не говорю о каждом в отдельности. Понятно, жизнь идет и на все тренинге не успеешь:). Но людей было в разы! меньше. Да и в целом тема давно уже волнует, Стратоплан просто выступил катализатором к написанию.

    ОтветитьУдалить
  4. Максим, все же если вы взглянете на Стратоплан, там есть как минимум 360 человек, которые не попадают под описанный здесь образ. Возможно мне очень повезло с компанией, но на форумах стратоплана я встретился с двумя из своих коллег :)

    А уж мы все чему научились распространяем внутри компании. Возможно в таких центрах компетенции, которые и делятся с окружающими знаниями выход? Что то вроде: хочешь изменить мир - измени себя, научись, расскажи другим о том, что ты был там то, узнал там такооое, что закачаешься - кто то рядом увидит, замотивируется и тоже начнет участвовать, а там... идиллия и утопия :)

    А скажите честно. Как вы считаете, сколько из читателей вашего блога не ходит регулярно на конференции?
    *просто я тут появился после стратоконфа3 :)

    И еще - как вы считаете, какая часть дохода должна уходить на обучение?

    ОтветитьУдалить
  5. 2 Artem: Да, в понимании большинства спикер=эксперт, а в понимании спикера - таки да, он эксперт:). Но вряд ли это влияет. Больше, мне кажется, влияет нежелание признать, что чего-то не знаешь и потому воспринимаешь докладчика и тренера как выскочку

    ОтветитьУдалить
  6. 2 Борис: Стратоплан пока такой один (или я знаю только о них). 360 - это хорошо и даже отлично. И то, что вы шарите полученные знания внутри компании - это супер.
    Я говорю об общей ситуации. Да, за последние 3 года есть тенденции к улучшению и тот же Стратоплан тому подтверждение.
    Касательно читателей и кто не ходит - сказать сложно - блог еще очень молод:). И чтение блогов - это же не показатель активного желания учиться. Это я называю пассивной активностью - вроде как статьи/блоги почитал, а делать что-то лень. Тем более платить за это.
    По части дохода - тут зависит. И от специфики работы, и от целей обучения. Если говорить об эффективном обучении (получение практических навыков). Могу сказать по себе - за этот год суммарно я потратил около 10% дохода. Да, часть каких-то мероприятий оплачивала компания (но не индивидуальных, а корпоративных). Если бы компания не оплатила - было бы больше. Но это же зависит еще от периода карьерного и личностного роста. Раньше я тратил намного меньше, но и эффект был слабый:)

    ОтветитьУдалить
  7. 2 Максим: Ех, три года назад я только пришел рядовым сотрудником поддержки к нам в компанию, чуть больше полугода назад я заглянул в экосферу обучения управления проектами и поскольку еще не до конца представляю себе масштаб отрасли мне кажется, что все очень неплохо :) Может наивный %)

    ОтветитьУдалить
  8. 2 Борис: на сайте dou.ua зарегистрированы сегодня 22 284 специалиста. Понятно, что это не все, кто работает в ИТ в Украине. И около 600 ИТ-компаний. Вот такой масштаб:)

    ОтветитьУдалить
  9. Макс, мне кажется, что всем нелегко признавать, что они чего-то не знают, и что кто-то в чем-то лучше их )) Одним менее сложно, другим более сложно. Но мало кому это в кайф.

    Так может их и не нужно заставлять признавать свою некомпетенетность? (как это любил делать Слава П.)

    О чем я мечтатю на семинарах\конференциях, так это об атмосфере спокойных экспериментов, где никто ничем не меряется. Эх. (кто бы ещё напомнил, как это делается)

    Заметил, кстати, что в обществе психологов замер пиписьками происходит просто жуткий )) Так что айтишники не одни такие ))

    ОтветитьУдалить
  10. 2Artem: "У вас больше пиписька? Вы хотите об этом поговорить?":). Психологи - это таки да, отдельная тема, их сложно понять:).
    Эксперименты штука классная, особенно если их контролировать:).

    ОтветитьУдалить
  11. 2 Артем. Если Слава П. это тот, про кого я думаю, то он просто Зайка-лапочка по сравнению с Д. Потапенко :)

    ОтветитьУдалить
  12. Решил поделиться своим взглядом на проблему, описанную в статье. Начну с затрат на самообразование. Вы видите только верхушку айсберга и поэтому делаете неправильные выводы. За последние пару лет количество мероприятий для IT-шников возросло в несколько раз. Проводится очень много конференций, встреч, тренингов, мастер-классов. Достаточно заглянуть в календарь событий на DOU чтобы в этом убедиться. Люди не могут ходить на все мероприятия - это слишком затратно. Они распределяют свой бюджет и посещают наиболее полезные с точки зрения отдачи мероприятия. Это логично. Сходил в начале месяца на тренинг за $200-300 и больше себе позволить не можешь. Не у всех платит компания и не все получают менеджерские зарплаты. ;)

    Теперь непосредственно по поводу Стратоплана. Я посетил оба первых (от звонка до звонка) и могу высказать свое мнение на этот счет. Процент полезных докладов колебался от 10% до 30%. Никакой предварительной работы с докладчиками не велось (по крайней мере так казалось со стороны). И вполне логично, что мероприятие было бесплатным. Кстати, именно бесплатностью организаторы оправдывали возникшие проблемы. Мне очень понравился формат и идея доступности участия из любой точки, где есть интернет. Поэтому после наступившего затишья мы организовали платформу для онлайн конференций на различные практические темы - IT Brunch (http://itbrunch.com.ua).

    Но последний Стратоплан вдруг стал платным. Причем, цена была явно завышена. Объясню почему я так считаю. Эта цена соответствовала стоимости полноценной живой тематической конференции, половине дня полноценного тренинга с обедом и кофе-паузами или посещению 3-5 встреч разных сообществ. И тут каждый задумался о ROI. Лучше живого общения еще никто ничего не придумал - можно задать вопросы докладчику, поболтать с ним, рассказать о своей проблеме, познакомиться с новыми людьми, обсудить что-то в перерывах и т.д. Разница при прослушивании презентации в записи и присутствии на самом докладе онлайн конференции практически не отличаются. Разве что возможностью "пукнуть" в Twitter и почитать там другие мнения. Так что выберет потенциальный участник? Ответ очевиден. Я не говорю уже о вложении двух выходных дней. Гораздо проще найти потом запись докладов и по одному посмотреть в свободное время. А то и компанией собраться на просмотр в обед.

    Так что дело не только в людях. Не стоит сваливать все на их недостатки и нежелание заниматься самообразованием. Любой продукт должен оправдывать вложенные средства.

    ОтветитьУдалить
  13. 2 Mikalai
    Мне кажется вы упустили один существенный момент.
    "...цена [Стратоконфа] была явно завышена. <...> Эта цена соответствовала стоимости полноценной живой тематической конференции, половине дня полноценного тренинга с обедом и кофе-паузами или посещению 3-5 встреч разных сообществ."

    Я живу в Калининграде и для меня цена живой тематической конференция (на примере с SPM 2011) формируется так:
    Стоимость участия - 5000
    Стоимость проживания в гостинице - 3000
    Стоимость Билета В Питер и обратно - 8000 итого 16 000 (.

    Цена Стратоконфа была 2000, что на порядок меньше :) (все расчеты в рублях)

    А насчет выкладывания записей, у меня нет уверенности в том, что они будут выложены в открытом доступе. Насколько я понял доступ будет только у участников.

    ОтветитьУдалить
  14. Вы взяли вырожденный случай, когда нужно куда-то ехать. Тут я полностью солидарен. Я описывал ситуацию для Киева. Этим и понравилась идея онлайн конференций. И именно поэтому взялись за проект IT Brunch. Но цена от этого не растет. Затраты на организацию минимальны. Мероприятие должно быть бесплатным или по символической стоимости.

    И еще есть один выход из вашей ситуации. Организуйте мероприятия у себя в городе. Приглашайте докладчиков из других городов и стран. Это гораздо интереснее и полезнее для вашего города и IT-сообщества. :)

    ОтветитьУдалить
  15. 2 Mikalai
    Спасибо за совет, как раз недавно об этом задумался, сейчас потихоньку исследую IT сообщество, узнаЮ кому это интересно.
    Как я писал выше, я еще только учусь :)
    Вас, когда все начнет завариваться, звать? ;)

    ОтветитьУдалить
  16. Вот как вы с места в карьер. ;) Ни разу не был в вашем городе. :) Если будет время, то с удовольствием приеду.

    ОтветитьУдалить
  17. Всем привет!

    Мне кажется, и Николай, и Макс правы.

    Стратоконф был анонсирован:
    - за 5 дней до его начала
    - в выходные
    - в длинные российские выходные, которые люди уже распланировали

    Все это никак не добавило ему участников. Посмотрим, что будет в следующий раз.

    Что касается цены - оправданность имхо определяется количеством участников. 42 человека решили, что для них это оправданно (37 еще оказались на нашем тренинге на следующий день). Много это? Мало? Да бог его знает. При нашем сумбурно-сумасшедшем подходе к анонсу конкретно этой конференции, имхо нормально.

    Честно признаться, по моим личным ощущениям, в этот раз получилось сильно лучше, чем в предыдущие два Стратоконфа.

    Первые два Стратоконфа были не просто конференциями, но еще и практикой публичных выступлений для многих ребят из стратоплановских клубов. В этот раз мы позвали только опытных менеджеров и спикеров (которые были лучшими спикерами на живых конференциях и первом Стратоконфе), ну и сами выступили. Судя по отзывам слушателей, им понравилось.

    люс в этот раз мы давали практический тренинг, который мы очень хорошо подготовили. Я это говорю, потому что я готовил много тренингов. Этот получился одним из лучших.

    Слушателям, конечно, виднее - возможно, Борис сможет со стороны сказать лучше. :) Но в отзывах пишут хорошее. Мы их еще опубликуем, так что будет возможность почитать, что народ реально думает.

    Это все никак не влияет на ту мысль, которую высказал Макс. Имхо, действительно, не все рассматривают затраты на обучение, как инвестицию.

    В общем, какой-то такой поток сознания получился.

    Николай, вам успехов с IT Brunch'ем! К сожалению, не смогу посетить - как раз в эти дни читаем живой тренинг. Но записи обязательно посмотрю.

    ОтветитьУдалить
  18. Спасибо! IT Brunch будет нашей "пробой пера" в области онлайн выступлений. Надеюсь удачной. :) Но при прочих обстоятельствах с ценой мне кажется все равно погорячились. ;)

    ОтветитьУдалить
  19. Ух, как тема зацепила:). Друзья, во-первых, спасибо за активное обсуждение. Это значит, что нам с вами не все равно, с чем вас и себя поздравляю! Во-вторых, присоединюсь к пожеланиям Саши. Мне также придется слушать IT Brunch в записи, т.к. 12 числа у нас внутренний тренинг:).
    Так держать!:)

    ОтветитьУдалить
  20. С ценой будем подумать, да.

    Ценообразование для онлайна вообще тема, еще ждущая своего освещения. :) Ставишь какую-то цену - в одном городе говорят: дорого. В другом говорят: адекватная цена. В Москве говорят: не может толковое мероприятие стоить так дешево. :)

    Иногда бывает наоборот. В такие моменты мозг - пополам. Будем продолжать экспериментировать.

    ОтветитьУдалить
  21. Может на страницах анонса и оплаты определять по айпишнику город и подставлять разные значения?

    ОтветитьУдалить
  22. Борис, технологичное решение, спасибо! Тут же можно потом предложить какой-нибудь хакерский тул, который будет подбирать минимальную цену на все мероприятия. :)

    ОтветитьУдалить
  23. Саша, надо проводить раздельные мероприятия для Москвы и остального мира)))

    ОтветитьУдалить
  24. При такой позиции москвичей непонятно почему они не совершают массовые набеги в Украину на множественные отличные конференции за небольшую цену. Причем это выгодно для них даже с учетом покупки билета на самолет. :)

    ОтветитьУдалить
  25. Кстати, кстати, а ведь нам к вам наверное будет много удобней ездить, чем москвичам.

    ОтветитьУдалить
  26. Нет. Из Москвы больше поездов и самолетов. И дешевле.

    ОтветитьУдалить
  27. 2Борис: я не имел в виду Славу П., я имел в виду себя ))

    А ещё я 9 лет проработал в универе, и там ТАКОГО насмотрелся...

    Поэтому согласен, Слава П. и правда зайка-лапочка ))

    ОтветитьУдалить